Зимнее Солнцестояние. Йоль
Древние люди, которые находились в тесном контакте с природой, были убеждены в том, что в день зимнего солнцестояния можно кардинально изменить судьбу, исполнить множество заветных желаний и даже получить поддержку высших сил!
Начиная с доисторических времен зимнее солнцестояние отмечали как крайне важное событие. Во многих культурах в этот день праздновали рождение Солнца и нового года. Самый короткий день и самая длинная ночь в году воспринимались как апофеоз тьмы и смерти, некая точка «Х», после которой возродившееся светило начинало отвоевывать свою мировую власть и пробуждать природу к жизни. Восход 22 декабря предвещает начало очередного жизненного цикла, в связи с чем сутки будут переполнены мощным мистическим смыслом.
В древности люди, которые отмечали день солнцеворота, считали, что он стирает всевозможные границы между мирами духов, людей и богов, а также делает вероятным прямое общение между ними.
День зимнего солнцестояния в Персии отмечали как рождение солнечного бога Митры, который должен был победить зиму и освободить дорогу для приходящей весны. В этот же день в языческой Европе начинался священный праздник Йоль, который знаменовал обновление природы и начало новой жизни.
Согласно легенде, в эти ночи все миры пересекаются в Мидгарде, то есть, на Земле. Богини и Боги спускаются к людям, эльфы и тролли болтают с простыми смертными, а умершие покидают стены преисподней. Некоторые женщины и мужчины временно оставляют свои физические оболочки и превращаются в духов или вервольфов.
В день зимнего солнцестояния у славян отмечали рождение Даждьбога – могучего подателя света и тепла. Люди свято верили, что Солнце останавливает жестокий бог подземного царства Карачун, который также является прямым предком Деда Мороза. Славяне совершали различные обряды, направленные в качестве помощи Солнцу, олицетворявшие победу света над тьмой. Но при этом люди боялись нанести обиду Карачуну и поэтому преподносили ему жертвенную пищу.
Примечательно, что легендарные древние мегалиты - обсерватории майя, египетские пирамиды, Стоунхендж и прочие культовые сооружения - были крайне точно «настроены» на зимнее солнцестояние. Это, несомненно, предполагает важность священных ритуалов, которые свершали в этот период времени.
У разных народов традиции торжества зимнего солнцеворота довольно схожи. Одно из его ключевых мест занимали обычаи поминовения. Люди стремились «умаслить» всесокрушающие силы, которые приходили на Землю из иных миров в самую темную ночь. Их приветствовали богатыми жертвоприношениями.
Приметы ритуалов древности наблюдаются и сегодня. К примеру, ель, украшавшая Йоль в качестве жизненного символа, превратилась в главный атрибут новогодних и рождественских праздников. В эти дни люди колядуют и угощают гостей различными потчеваньями, обмениваются подарками, что подразумевает жертвоприношение. Рождественские огни и зажженные свечи олицетворяют собой всполохи древних костров. Огонь является защитой, а также помощником в общении с представителями иных миров.
Йоль
У народов Европы, Северной Африки и многих народов Азии существовала единая религия, основанная на поклонении Солнцу.
Солнечный календарь друидов/волхвов привязывался не к числу дней в году (оно, как и у нас ныне, могло изменяться), а к астрономическим событиям четырех дней – летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия, которые происходят в природе независимо от любого календаря.
Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков.
Ныне от языческих солнечных праздников наших древних славянских предков-язычников осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля – теперь это наша Новогодняя ночь. Но у некоторых народов Солнечные праздники традиционно отмечаются и поныне.
Йоль, как правило, возводят к старо-норвежскому hjul, «колесо», что, видимо, связано с тем, что в своем движении колесо пришло в нижнюю, самую темную точку года, но скоро оно в очередной раз повернется и снова начнется движение к свету. От индоевропейского корня yule (вращаться, крутиться) происходит и наше слово юла, а также ёлка – вечнозеленое дерево Йоля.
Впрочем, есть и второй вариант происхождения названия праздника: его возводят к староанглийскому слову Guol, этимологически тесно связанному с современным английским yellow (желтый) и английскому же gold (золотой), и, одновременно, с индо-европейским корнем ghel (сиять).
Празднование Йоля более-менее совпадает и с Рождеством, и со святочной неделей в христианстве. Впрочем, христианский календарь праздников в значительной части совмещается с языческими празднованиями.
Более того, время рождения многих мифических героев и богов, таких как Эдип, Тезей, Геркулес, Персей, Язон, Аполлон, Митра (персидский бог солнца, которому поклонялись и в Риме), Осирис, совпадают по времени; в середине или конце декабря в Риме проходили Сатурналии – праздники Непобедимого Солнца (Sol Invictus). Рождение Короля Артура приходится примерно на то же время.
В северном полушарии и в частности, в скандинавских странах, Йоль также праздновали задолго до прихода христианства. О праздновании Йоля, например, упоминания имеются в истории Хакона Харекксона, саге об Эгиле, саге о Греттире, но не особо много сказано о том, как именно он праздновался. Упоминаются обильные возлияния и подарки.
Если говорить о славянских праздниках – сразу вспоминаются святки, которые также праздновались с конца декабря до начала января с гаданиями, застольями, колядками и прочими не совсем христианскими атрибутами.
По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten.
1. Первая ночь, она же – нулевая. Нулевая ночь Йоля начинается в ночь с 19 на 20 декабря. Заканчивается только в вечер 20-ого числа. Традиционно первая ночь посвящается домашним посиделкам. Принято собираться одной большой семьей, за большим праздничным столом. Никаких ритуалов в эту ночь не совершается, от того ночь и именуется нулевой – нерабочей. Подготовка к этой ночи начиналась уже утром 19-ого числа. Чистили дом, окуривали травами, подготавливали жилище к атмосфере праздника, проведению ритуальных практик. Для очищения использовали травы: зверобой, чертополох, можжевельник, полынь, шалфей.
2. Вторая, она же – первая. Ночь именуется «Материнской». Отмечается в ночь с 20 на 21 декабря. Традиционно ночь посвящается всем женщинам: Матери - Земле, Природе, Воде, женщинам рода, женам, дочерям и матерям. В эту ночь все, о чем бы ни просила женщина, нужно было выполнять, какой бы странной эта просьба ни была. В прочем, от домашних обязанностей женщин это не освобождало. Они готовили пироги, праздничный глинтвейн.
3. Третья ночь, она же – вторая. Главная ночь Йоля, праздничная – 21 число. День Зимнего Солнцестояния. Самый короткий день в году, и при этом самая длинная ночь. Огни должны были быть повсюду. Только огнями можно было обозначить свои границы, показать духам, поднимающимся из нижнего мира к людям, что здесь им не очень рады, и хоть природа и умирает, люди не ослабли. Разжигали костры, по всей деревне или городу. В эту ночь не спали. Творили магию: избавлялись от прошлого, привлекали что-то новое, давали обещания, зароки, клятвы.
Это самая длинная ночь в году, когда Солнце опускается в самую нижнюю точку, и во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» (основой которого было затем горевшее до конца праздника «бревно Йоля») и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания.
Верили также, что не следует быть одному в эту ночь – ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира. Огонь великого Йоля – огромное «йольское бревно», горящее 12 праздничных дней. По традиции в йольском огне сжигали и все ставшие ненужными вещи, чтобы освободиться от старого хлама для новой счастливой жизни.
4. Четвертая, она же – третья, из ночей Великого Йоля. Проходила в ночь с 22 на 23 декабря. Начиналась пора работы над своим родом. Снимали самые серьезные негативные родовые программы: порчи, вековухи, проклятья на бесплодие, вымирание рода. Активно пользовались фиолетовыми свечами, их зажигали перед родовыми вещами (часами передающимися из поколения в поколение, кольцами), фотографиями ушедших предков. Фиолетовый цвет – символизирует силу рода, именно поэтому во всех родовых практиках используются фиолетовые свечи. Вспоминали всех представителей рода, вплоть до седьмого колена или даже дальше.
5. Пятая, она же – четвертая. Ночь с 23 на 24. В это время занимались только своей силой. Причем это касалось как жизненной силы, так и физической энергии. К последующей магической работе нужно было подготовиться, иначе работа могла пойти «коряво». Готовили оздоровительные напитки, из трав, корешков, цветочков заготовленных летом. Разрешено было отдыхать, но только если после этого у человека наступал прилив сил.
6. Шестая, она же – пятая ночь. Ночь с 24 на 25 число. Время любви. Семейные пары работали над зачатием детей, молодые пары готовились к свадьбе, посещали ведьм, магов, колдунов, гадали на любовь.
7. Седьмая, она же – шестая. Ночь с 25 на 26. Эту ночь еще называли «Денежный день». Детей, которым еще не исполнилось семь лет, купали в ванне из монет. Считалось, что так можно притянуть к ребенку денежную удачу. Взрослых окуривали пихтой, традиционным денежным деревом.
8. Ночи с восьмой по двенадцатую, они же – с седьмой по одиннадцатую. Время с 26 по 30 декабря. Это время полностью посвящалось магической работе. Разрешено было колдовать, силы для этого было к этому времени предостаточно.
9. Тринадцатая, она же – двенадцатая ночь. Отмечалась в ночь с 30 на 1 января. Последний, магический день Йоля. День так же именовали «Днем судьбы». Всё, что сказано и сделано 1 января до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведёшь»).
Прощались со старым, ушедшим солнцем. Устраивали похороны природы. Каждая семья должна была взять что-то ценное, и отнести это ценное, чтобы закопать в землю. Таким действом люди показывали природе, что они отдадут ей все самое ценное, лишь бы природа вновь возродилась.